Запорожец второго поколения был задуман сразу после вывода на конвейер «горбатого» ЗАЗ-965. Как и его предшественник, ЗАЗ-966 имел международные аналоги, однако налаживание связей было непростым процессом.

ЗАЗ-966, ласково прозванный «ушастым» из-за характерных крупных воздухозаборников на задних крыльях, придерживался заднемоторной схемы с двигателем воздушного охлаждения и полностью независимой подвеской — концепции, унаследованной от «горбатого» ЗАЗ-965.

Пока шла подготовка двигателя повышенной мощности, основное внимание на заводе уделялось созданию совершенно нового кузова.

В отличие от короткой и покатой задней части ЗАЗ-965, ЗАЗ-966 принял более сложную конструкцию, соответствующую моделям более высокого класса. Этот редизайн позволил увеличить пространство багажника, устранив прежнее ограничение «горбатого» Запорожца.

Первый опытный образец ЗАЗ-966

Дизайн ЗАЗ-966 произвел неизгладимое впечатление на непривычных к подобной эстетике советских граждан. Чего многие не знали, так это того, что у этой советской машины были зарубежные аналоги, пусть и не напрямую.

Популярные статьи сейчас

Сочные, нежные и аппетитные: рецепт настоящих майских голубцов

Вы получите незабываемое удовольствие: рецепт карпатских голубцов с фасолью и грибами

Вам даже нож не понадобится: как быстро почистить картошку при помощи простой хитрости

Забирают прямо из машины: автомобилистов предупредили о "дорожной мобилизации" на трассах

Показать еще

Серийная модель ЗАЗ-966 1966 года имела поразительное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Хотя пропорции варьировались, контур боковин, подчеркнутый литьем, имел заметное сходство. Это сходство привело к прозвищу ЗАЗ-966 «мыльница».

Однако немецкий NSU Prinz 4 был представлен в 1961 году, до опытного образца ЗАЗ-966. Экспериментальные ЗАЗ-966 и НСУ имели схожую декоративную отделку передней части, но серийный советский автомобиль имел причудливую фальшрадиаторную решетку, придающую автомобилю более «взрослый» вид.

От этой решетки отказались в начале 1970-х годов на ЗАЗ-968.

Хотя ЗАЗ и NSU имели сходство, ни один из них не был прямой копией другого. И советские, и немецкие автомобили ведут свое происхождение от общего предка – удивительная связь за рубежом.

NSU Prinz 4

В 1959 году в США дебютировал революционный Chevrolet Corvair. В отличие от норм консервативной Америки, Corvair имел плоский 6-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением сзади, похожий на знаменитый Volkswagen Kaefer.

Хотя визуально Corvair не был сенсационным, он мог похвастаться отчетливой поясной линией, визуально разделяющей кузов, и декоративной отделкой на передней части.

Chevrolet Corvair послужил моделью как для немецкого NSU Prinz 4, так и для советского ЗАЗ-966. Любопытно, что Chevrolet Corvair попал в СССР, где его придирчиво изучал НАМИ при доработке системы охлаждения ЗАЗ-966.

Двигатель.

Двигатель ЗАЗ-966 сохранил преемственность с агрегатом ЗАЗ-965 — двигатель V4 воздушного охлаждения рабочим объемом 0,9 литра мощностью около 30 лошадиных сил.

В 1968 году был представлен двигатель МеМЗ-968 объемом 1,2 литра и мощностью 40 лошадиных сил — на треть больше, чем у предшественника.

Принципиальное изменение системы охлаждения сопровождало новый двигатель. В отличие от предыдущей конструкции, где вентилятор втягивал воздух в ребра цилиндров, вентилятор 1,2-литрового двигателя нагнетал воздух между цилиндрами, а затем выбрасывал его через прорези на задней панели.

На модели, предназначенные для инвалидов, с 1968 года и до конца производства семейства ЗАЗ-968 устанавливались 30-сильные двигатели. Однако стандартным двигателем остался 40-сильный вариант.

Американский Chevrolet Corvair

Западногерманский аналог NSU Prinz 4 имел поперечно расположенный сзади двухцилиндровый двигатель. Напротив, Chevrolet Corvair с его шестицилиндровым оппозитным двигателем, созданным под влиянием немецкого Volkswagen, оказал значительное влияние на выбор конструкции как ЗАЗ-966, так и NSU.

Шасс.

ЗАЗ-966 унаследовал подвеску и тормоза от предыдущего «Запорожца». Хотя с передними тормозами поначалу возникали проблемы, в конечном итоге они были оснащены двумя цилиндрами на каждое переднее колесо.

Передняя торсионная подвеска ЗАЗа, родом из 1950-х годов, была позаимствована у Volkswagen Kaefer. Такая подвеска вместе с задней независимой рессорной подвеской от «горбатого» Запорожца сохранялась до начала 1990-х годов.

Напротив, NSU имел переднюю пружинную подвеску, а все модели Chevrolet использовали пружинную подвеску с передней подвеской на поперечных рычагах.

Читайте также:

Вы медленно уничтожаете желудок: чем так на самом деле опасен обычный бутерброд с колбасой

Важное новшество: что нужно знать украинцам, которые впервые получают паспорт за рубежом

В доме будут постоянные неприятности: почему лучше избавиться от фиалок. Многие об этом не знали